Подходит к концу очередная неделя в бета-тесте. За это время я уже успел в одиночку захватить флаг врага на самом быстром в игре танке А-20, удержать базу, когда ее штурмовал отряд в главе с будто бы непобедимым ИС-4, не раз горел после попадания снаряда гигантской артиллерийской САУ СУ-14, да и сам много кого подбил, сидя на Wespe. Я ездил на тракторе, которому инженеры по ошибке приделали башню, и управлял одним из лучших тяжелых танков. Даже на легендарной Т-34 мне удалось покататься. И, кажется, пришло время писать мемуары...
Червь сомнений
Когда мне еще по секрету сказали, что Wargaming.net собирается разрабатывать MMO, я не обрадовался. Даже вслух, кажется, заявил, что наши удачно онлайн практически и не делают. Это было несколько лет назад, тогда только-только вышла «Операция “Багратион”».
Позже оказалось, что Wargaming.net не MMORPG делают, как я сначала подумал, а онлайновые бои танков. Впрочем, это тоже меня не сильно воодушевило. Аркакдные покатушки на больших железяках, да еще во free2play, да от тех, кто никогда раньше с сетевыми проектами не сталкивался. В тот же «Багратион» чуть ли не единицы играли в онлайне...
И даже когда я уже видел рабочую версию игры на КРИ, то все равно сильно опасался. Не особо красивые танки ездят по большим пустынным картам из Order of War, беспорядочно друг в друга стреляют, а разработчики при этом говорят, что все изменится, версия очень ранняя, а в финале мы получим столько сладости и радости, что потом больше никогда не захотим смотреть в сторону орков и эльфов. И при всем моем уважении к Wargaming.net — я продолжал сомневаться.
Сомневался я и когда делал глобальное интервью по проекту, когда смотрел видео из альфа-версии, когда брал ключи для беты, когда создавал клан для игры и когда уже вписывал логин и пароль. Но сейчас — я уже не сомневаюсь. Я точно знаю, какой получится игра. Какой? Вот об этом и поговорим.
Сразу оговорюсь. Перед вами обзор не финальной версии, сейчас идет тестирование самой ранней беты, в ней нет огромного количества особенностей и фишек, которые появятся либо вскоре, либо сразу после релиза. Причем даже графика изменится. Так что пока — это лишь впечатления, которые остались исключительно от боев со случайными командами без получения новых уровней, без специализаций, без глобального кланового режима, без всех танков и без еще очень-очень многого.
Занимательное трактостроение
«Мир танков» начинается с гаража. Небольшое серое помещение, где и стоят наши первые малютки. Назвать этих танками — очень сложно. И в их роду явно были трактора. Уже только название немецкой машины Leichttractor как бы на это намекает. И малютками я их не случайно назвал, они действительно очень крохотные. И даже какие-то милые, смешные.
И вот если бы нам просто на них любоваться — было бы и славно. Советский МС-1 напоминает маленького зверька, которого даже хочется погладить. Однако это не сувенир, а наш танк, на котором мы и отправимся в первый бой.
Когда сидишь на чем-то таком крохотном, то другие игроки кажутся просто гигантами. Вот проехала самоходка, и если бы она немного свернула вправо, то верно бы раздавила нас. Враг тоже огромен. Да и пробить его никак невозможно. Поэтому на первых порах мы просто выезжаем на центр поля и гибнем. Потом вновь выезжаем и снова гибнем...
Однако стоит накопить на первый слабый, но все же более-менее играбельный танк, как начинаешь втягиваться и видеть, что в World of Tanks не просто какой-то разброд собрался и все делают, что в голову вздумается, а есть какая-то общая тактика, стратегия, кто-то берется командовать, остальные слушают его и выполняют редкие, но важные приказы.
И понимаешь, что здесь, в игре про танки, даже есть классы и специализации. И что у каждого игрока своя задача в бою.
Мы ходили под богом — под богом войны, артиллерия нас накрывала
Вот попала ко мне в руки САУ. В начале самая простая, но потом я купил Wespe, затем СУ-8 и записался в стройные ряды артиллеристов. Пилотов этих машин можно сравнить со снайперами, которые сидят где-то далеко в кустах и с одного выстрела убивают противника. Самоходки наносят самый высокий урон и пробивают самую толстую броню, вот только проблема — сами они жутко медленные, плюс уничтожают их даже легкие танки, поэтому им приходится прятаться в тылу и следить за боем с высоты птичьего полета (прицеливание у них так выглядит).
Одна из самых первых САУ. Играть ей еще толком не умеешь, прячешь под горой и не в кустах...
Ощущения от игры особенные. Поскольку мы смотрим на карту сверху, то вроде бы как и не участвуем в сражении. Артиллеристы наблюдают за товарищами, пишут в чат, примерно ищут, где может находиться враг. Однако хоть мы и можем заглянуть в любой уголок карты, но отображаются у нас лишь те враги, которых видят наши товарищи. Вот заметил легкий танк самоходку в кустах, мы навелись, подождали секундочку и пальнули. Повезло — взорвали ее, нет — так ждем долгую перезарядку и вновь отправляем снаряд по неприятелю.
На заметку: игроки придумали термин, который обозначает, что один из танков замечает противников, а благодаря нему и вся команда их видит — это называется «светить», отсюда и «светлячки», и «светильник», и «свет».
Но это как бы теория. На практике артиллерист это тот, на кого возлагают огромные надежды почти все игроки в команде. Врывается легкий танк на базу неприятеля, истерично кричит в чат: «СВИЧУУ!!!!» и молится о том, чтобы САУ взорвала всех тех, кто неистово лупит по нему. Или когда команда видит, как на нее движутся тяжелые и средние танки врага — вновь все думают только о том, как бы артиллерист не промахнулся...
Вот так видит мир САУ. Очень удобно, на самом деле.
Хороший артиллерист, в отличие от новобранца, никогда впустую время не тратит. Он ведь примерно знает, где находится враг, понимает, как пойдет разведка и докуда она примерно открывает карту, поэтому САУ «сопровождают» товарищей. Ведут прицелом впереди разведчика и как только замечают недруга — ждут пару секунд и стреляют.
На заметку: гаубица очень долго наводится, а еще она чертовски медленно вращается и если вы смотрели в одну сторону, а враг оказался в другой, то союзники трижды погибнут, пока вы на него наведетесь. Поэтому и необходимо знать, где получится увидеть противника.
Объект желания. Самая лучшая САУ в игре. Выглядит как монстр, мне почему-то напоминает паровоз...
Получается забавно. Пока танки возятся «на земле», вы воюете с «воздуха», видите весь бой как стратег, играющий в RTS. Однако можно сражаться и несколько иначе. Например, если команда в панике кричит, что у врага есть ужасная артиллерия, которая несет страх и смерть, и мы все погибнем, то вы можете охотиться и за ней. Наводитесь на базу врага примерно по центру и ждете смертника-легкотанкиста, который прорвется прям во вражеское логово и несколько секунд будет там светиться, как новогодняя елка. И теперь все в ваших руках — уничтожите САУ недруга, честь вам и хвала, ну а если промажете, то товарищ погиб напрасно, а ваша команда на всю игру может остаться без разведки...
Однако артиллеристы — это малый процент от всех игроков. Нередки матчи, когда у одной команды всего одна-две САУ. Гораздо больше тех, кто катается на ПТ-САУ. Эти самоходки уже ближе к танкам. У них мощные пушки, но нет башни, да и маневренность оставляет желать лучшего. Поэтому игроки этого класса тоже сражаются особенно. Они не так шугливы, как их артиллерийские товарищи, однако все же предпочитают прятаться. Вот движется основная колонна машин, но все ПТ-САУ плетутся немного позади, а когда замечен враг, прыгают за укрытия или в кусты и своими мощными пушками начинают сеять добро.
Одна из замечательнейших начальных ПТ-САУ в бете. Многие именно с нее и начинали играть "взросло".
Или же во время атаки на базу врага пока танки сражаются вблизи и стоят чуть ли не у флага, самоходки палят издалека. Дело в том, что они наносят высокий урон и пробивают вообще практически любую броню. СУ-85, далеко не топовая САУ, в бочину сносит по 10% здоровья тяжелому ИС-3, а уж СУ-100 может и ИС-4 прибить, главное, чтобы товарищи отвлекли «тяжеловеса».
Ликбез или как побеждают танки
Как-то я странно начал рассказ о «Мире танков» не с танков. Но дело в том, что эти боевые машины очень уж многозадачны и разнообразны. Например, средний танк может быть и разведчиком, и ударной мощью, и ловцом шпионов, и прикрытием. Тем более что в класс «средний танк» входят настолько отличающиеся друг от друга боевые машины...
Эпохальная битва. Я и мой друг трактор против Тигра. После того, как кроха всадил во врага снаряд этак пятнадцатый, то с важным видом крикнул в чат: "Живучий, сволочь!"
Поэтому не буду больше рассказывать кто и что делает. Лучше поговорим, как бой выглядит в целом.
После того, как игроков раскидало по командам и закончилось ожидание, во время которого бойцы решают, что им делать и кто будет командовать, начинается само сражение. Победить можно двумя способами — либо захватить базу врага (надо встать в небольшой круг у флага и подождать несколько секунд), либо разбить всех неприятелей. Командир боя и определяет, как именно стоит поступить команде. Если, например, у противника более мощные танки, то лучше играть от обороны, если у нас есть какой-нибудь ИС-3, а у врага нет — то стоит самим двигаться вперед. Но это даже не стратегия, а лишь основа будущей тактики. В бою многое может поменяться, однако поскольку в бете пока еще нельзя объединяться в кланы, то многие планы довольно сумбурны. Но после релиза все, конечно, станет иначе.
Впрочем, уж сейчас, если в команде собрались опытные бойцы, то получается очень весело. И чтобы не быть пустословом, расскажу о бое, который, допустим, произошел прям сегодня. Выберу одно из пяти последних сражений и опишу его. Специально не стану говорить о самой памятной битве. Посмотрите на стандартный, так сказать, заурядный поединок.
Прицел у всех танков выглядит вот так.
Свадьба Битва в Малиновке
Коротко опишу карту. Две базы стоят друг против друга. Обе на небольшом склоне, где много кустов, несколько зданий, за которыми можно прятаться и всякие природные препятствия. Справа озеро, возле которого болото, а на другом берегу расположилась деревушка. По центру карты абсолютно чистое поле. Однако ехать в атаку по нему — абсурд. Стоит там только появиться какому-нибудь медленному танку, как его за секунды уничтожат. Самоходки, гаубицы, танки — все начинают палить. По болоту идти можно, оно несколько ниже уровня поля и там обильная растительность, так что танки практически незаметны, однако если разведчики врага обнаружат такую вылазку, то артиллерия начнет безустанно бить и тогда атака захлебнется (скорость движения там падает, быстро уйти из-под огня не получится). Можно сделать крюк и пойти через деревню, но это долго и может быть небезопасно.
Надеюсь, так понятнее
Обе команды в этот раз не совсем равны по силе. У врага есть ИС-3, а мы без тяжелых танков. Поэтому принято решение обороняться. Все прячутся по кустам, самоходки едут в глубокий тыл, «легкочи» готовятся показывать нам позиции неприятеля, дабы уже на начальном этапе подбить несколько танков на той стороне поля.
Я на СУ-100 объезжаю озеро и становлюсь на гору, с которой хорошо видно болото и середину поля. Если враг таки решит пойти по короткому и относительно безопасному пути, и наши А-20 и БТ (легкие танки) заметят их, то я смогу бить во фланг, и будет возможность даже уничтожить ИС, а возможно и еще кого (хотя едва ли мне дадут долго безобразничать, я трезво смотрю на бой: если начну уничтожать главную силу соперников, то они первым делом на меня и набросятся — сразу же прилетит 2-3 снаряда их артиллеристов). Остальные наши тоже заняли позиции, и был отдан приказ разведчикам выступать.
Моя позиция. Слева наша база, справа вражеская. Передо мной болото и поле
А-20 начинает кружить по центру: боец выезжает на середину поля, едет так две секунды и быстро мчится обратно. Сразу же начинается активная пальба. Наш легкий танк видят все враги, и потому возле разведчика разрывается по семь снарядов. Тут же залпами отвечает и наша артиллерия. Одна самоходка неприятеля уже уничтожена, наш А-20 делает второй круг (вся команда перестает видеть недруга, стоит только танку перестать «светить»). Еще пару выстрелов наших гаубиц, кто-то подбит, но на центр выезжает уже вражеские БТ и начинается просто ад для скоростных, но мелких боевых машин — все стреляют, кругом взрывы, поле все изрешечено, нашему А-20 рвут гусеницу и сразу же его накрывает снарядов этак пять — уже даже после уничтожения.
После первого боя у нас остался один разведчик. Потери пока минимальны: А-20 и средний танк, которого накрыла артиллерия. Что делать дальше — пока вопрос. Враг явно не рвется в атаку, хочет, наверное, сначала как можно больше наших положить до главной стычки. Последний наш легкий танк тем временем катается по деревне и думает зайти к врагу в тыл, дабы мы смогли уничтожить вселяющую ужас СУ-14 (лучшая артиллерия в игре). Но у него ничего не выходит.
Через несколько минут А-20 в панике докладывает: «ИС-3 идет через деревню!» и сразу же активно улепетывает на базу. Мне, впрочем, тоже надо уходить. Ибо враг как раз пройдет мимо. Но пока я разворачиваю не особо поворотливую СУ-100, пока начинаю спускаться, быстрая самоходка противника как раз оказывается возле меня. Она, правда, так мала, что лишь слегка пробивает мне броню, я же всаживаю в бок здоровенный снаряд, взрываю неприятеля и побыстрее еду на базу.
Картинка из другого боя. Вот примерно так и кружит А-20 по центру карты
Что делать? Враг заходит с фланга, и если ИС-3 будет хорошо прикрыт, а где-то неподалеку еще станет стрелять их СУ-14, то выдержать нам будет крайне сложно. Я предлагаю план: на базе остаются три ПТ-САУ и один быстрый средний танк, все остальные сейчас же едут через поле брать базу противника. Если наши самоходки смогут простоять хотя бы минут пять, мы победим.
Так и делаем. По расчетам, ИС-3 со свитой где-то на середине обходного пути, а наши танки уже начинают штурмовать базу. Там осталась защищающаяся группа неприятеля, но как бы она не кричала в чат, основная группа уже не успеет повернуть. И пока наши пробиваются там, мы здесь вскоре встречаем первые танки неприятеля. Артиллерия, как и предполагалось, тоже пошла в атаку, а потому одного бойца из четырех выводят из игры практически сразу. Легкие танки пытаются побыстрее зайти в тыл и начать разбирать меня на запчасти сзади, но их шугает наш средний танк — для этого его и оставили.
Другой бой. Теперь мы уже тащимся за ИСом и надеемся застигнуть врага врасплох
Ну а когда гигант ИС-3 появился, наши уже потихоньку захватывали флаг. Я успел снять тяжелому танку где-то 40% брони, но потом пришла вся армада врагов и тут уже по нам начали бить из семи орудий сразу. Моя СУ-100, конечно, не выдержала, но мы победили. База врага была захвачена, когда недруг только начал брать нашу.
Без минора
И это всего лишь одно простое сражение. Сколько таких бывает в день? Мне и на легком танке приходится видеть бой и строить тактические схемы, и на артиллерии выдумывать стратегию победы. Не скажу, что абсолютно любое сражение превращается в сложный поединок, где одна команда старается перехитрить другую. Нет, бывает, слабые игроки набираются, случаются и страшные ошибки в самом начале, после которых остается только пасть вместе со всеми. Даже бескровные поединки проскальзывают. Первая команда идет одной дорогой на чужую базу, вторая — по другой тропе. Друг друга не видят, а потом хватают флаги. Кто оказался быстрее, тот и победил.
"Вкусный тортик. Ням-ням"
Однако все-таки такие бои, как тот, что я описал, случаются чаще, нежели любые другие. И, знаете, это замечательная черта World of Tanks. Неспешный, но в меру динамичный игровой процесс с большим участием серого вещества и интересным сеттингом.
Уже сейчас, в бете, игра жутко вкусная. А ведь мы толком еще не получили набор новых уровней, нет танковых веток, кланов... Но что же будет дальше? Дальше — только интереснее. Ведь как я уже говорил выше, я знаю, какой получится игра. Она получится замечательной.
Да | 44.3% | |||
Нет | 7.9% | |||
Надо дождаться релиза, потом решу | 20.7% | |||
Играю в бету (альфу), понравилось | 22.1% | |||
Играю в бету (альфу), не нравится | 5.0% |